Мы тоскуем по ощущению целостности и важности. Оно позволяет нам чувствовать себя самими собой. В таком состоянии мы хорошо понимаем себя и свои потребности. Однако, в силу разных причин, людей, которые знают и понимают свои потребности и устремления немного. Некоторым, для компенсации внутренней пустоты и потерянности нужны внешние опоры в виде идеализированного лидера или Бога (ведь последние знают, как надо). Прочие опираются на общую идеологию или политическое движения. Часто их притягивает ощущение сопричастности к чему-то большему. Им спокойней, уютней и безопасней, когда ответственность и понимание своей жизни можно делегировать группе.
Те, кто пытается понять себя и свои внутренние влечения обречены на горевание и встречу с экзистенциальным одиночеством. Они начинают осознавать свою оторванность от других, самобытность и неидеальность. У них отпадает необходимость (в таких масштабах) расщеплять и отрицать в себе условно плохие стороны. Они начинают принимать себя более целостно и перестают постоянного «выкидывать» «плохость» в других людей, ища козла(ов) отпущения. Скидывая белое пальто ангелов они укрепяют способность к уважительному и толерантному отношению к окружающим.
При нехватке собственной идентичности, маниакально ища опоры во внешнем мире (в виде всезнающего лидера, всемогущего бога или общепринятой идеологии), человек оказывается перед угрозой втянутости в упрощенное отношение к миру и другим. Его лозунгом становится слоган - «с нами или против нас». Ведь если есть те, кто всё знает (лидер, группа, бог, тиран), то найдутся и невежды/злодеи/незнающие. К крайним проявлениям такого объединения в группы можно отнести фашизм, коммунизм, национализм и иже с ними. Основной признак таких объединений – претензия на исключительность (к примеру, принадлежность к арийской расе). При этом отношение к миру «с нами или против нас» ведет к параноидному ожиданию нападения извне, а также создаёт постоянную угрозу для членов самой касты избранных быть изгнанными. Отлучение грозит каждому осмелившемуся думать своей головой ведь в таких объединениях размышления становятся тождественны предательству. Логика простая: думаешь своей головой значит выбиваешься инакомыслием из касты избранных, то есть становишься, по сути, врагом, нарушившим единую слиятельную сцепку.
Поиск врагов постепенно приводит к тому, что последние теряют любые положительные черты и сходство с людьми. Они обесчеловечиваются, превращаясь в евреев, фашистов, мусульман, сепаратистов, косовских албанцев, националистов и т.д. Отныне их можно убивать, насиловать, пытать без жалости и вины. «Война всё спишет»,- убеждают себя агрессоры. К сожалению нетерпимость к различиям может поддерживать групповую идентичность, давая людям цель их устремлений, чувство согласованности и даже смысла.
Конечно, если смотреть на жизнь, как неизбежность постоянного столкновения с парадоксами, то абсолютная толерантность с её полной противоположностью (высокомерием, подавлением и насилием) приводит к размытию индивидуальности и попытке привести мир к однородности, бесконфликтности и спокойствию. Такая идея видится для меня утопичной в самой своей основе. Более того, насилие к внешнему врагу порождает развязывание агрессивных импульсов внутри объединившейся группы. Если можно убивать и издеваться над внешним врагом, то почему бы не уничтожить всех несогласных внутри (во имя «чистоты» и «единства» расы). Тоталитаризм яркий тому пример. В нём любое свободомыслие должно быть уничтожено. Помните, как в песне группы «Кино» - «связанные одной цепью»? В жестких тоталитарных государствах нельзя открыто выражать отличные взгляды под угрозой репрессий. Свободное мышление и толерантность опасна для всех фашистских партий, так как оно поддерживает трезвость ума, способность к суждению и принятие неуверенности.
Страх перед незнакомцем (инакомыслящим) часто усиливается в периоды экономических кризисов. Бион пишет, что в эти моменты группа находит себе «сумасшедшего лидера», предлагающего простое и быстрое решение выхода из кризиса. Обычно такой лидер обвиняет во всех грехах другие нации и предлагает устранить «ошибку» путем уничтожения «нечестивых». Логика проста, чтобы разрешить внутренние проблемы в группе нужно уничтожить тех, кто нас не любит, завидует нашим ценностям и стремится нас подавить. Таким путём разжигаются войны.
В войнах страдают, умирают и травмируются (физически и психологически) как «палачи», так и жертвы. Однако, с моей точки зрения, каждому человеку на земле необходимо разделить стыд, вину и ответственность за ужасы войны. Под этим я подразумеваю принятие заложенной в каждом деструктивной силы разрушения и убийств (наряду с любовью и созиданием). Только такое принятие может избавить человечество от националистических и расистских суждений, направленных на то, чтобы приписать другим собственную деструктивность.
Конечно, я полностью отдаю себе отчет в том, что принятие собственной деструктивности без риска впасть в тяжёлую депрессию, не простая задача. Поэтому я и предлагаю разделить с другим людьми не только радость открытий и достижений, но и подчас просыпающуюся жажду разрушения. Ведь всё разделенное становится более переносимым. Также я не призываю полностью избавиться от таких примитивных защит как расщепление/отрицание/проективная идентификация. Естественно, мы не можем выбирать какой защитой мы бессознательно пользуемся. К тому же наши способности к рефлексии и анализу своего болезненного материала ограничены и часть нас самих должна остаться спрятанной под водой (как часть айсберга), потому что её осознание может оказаться для нас непереносимым. Однако в наших силах хранить в памяти ужасы войны и совершенные преступления. Время от времени доставать их и пытаться осмысливать и проживать. В этом случае появляется надежда, что со временем такая работа принесет свои плоды и горюя/скорбя мы примем свою примитивную деструктивность без попытки уничтожить её в других людях.